Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире наиболее распространены две формы правле-ния - монархия и республика, обладающие как положительными, так и негативными качествами. Каждая страна самостоятельно выбирает наибо-лее предпочтительную форму для своего государства. Монархическая форма является довольно распространенной в настоящее время, 43 госу-дарства функционируют именно с данной формой правления. Помимо ее классической классификации (конституционные и абсолютные монархии), существуют и нетипичные разновидности. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение вопроса о современных правовых ограничениях монархий ввиду важности этого аспекта в определении содержания мо-нархии как таковой и роли монарха в укреплении стабильности страны.
Объект работы - общественные отношения в области функциониро-вания монархий.
Предмет работы - нормативная правовая база в области функциони-рования монархий.
Цель работы - правовой анализ монархии как формы государствен-ного правления.
Теоретико-методическую основу исследования составили труды по монархической форме правления - Г.Н. Андреевой, И.Н. Зернова, И.А. Ильина, А. В. Любича, Е.А. Мироновой и др., материалы нормативно-правовые акты, регулирующие институт монархии.
Для выполнения цели, нужно решить следующие задачи:
1. Дать понятие монархии и определить ее сущность;
2. Рассмотреть исторические разновидности монархий;
3. Проанализировать вопрос ограничения монархий посредством конституции и парламента;
4. Выявить проблемы, связанные с современным состоянием и перспективами развития монархий.
Методы, используемые в работе - диалектический, системно-структурный, функциональный, исторический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Форма государственного правления - это организация верховной власти, устанавливающая порядок образования органов и особенности их взаимоотношения с населением.
Классически формы правления подразделяются на монархию и рес-публику, однако в современном мире посредством их трансформации по-явились, так называемые, «гибридные», нетипичные формы правления .
Монархия – это такая форма правления, при которой власть, как правило, сосредоточена в руках единоличного главы государства – мо-нарха и передается по наследству.
Существенные черты монархии:
Верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху. Монарх (император, король, эмир, султан и т. д.) единолично сосредотачивает в своих руках верховную государственную власть, осуществляя контроль за государственными органами и должност-ными лицами (правительством, губернаторами, судами и т.д.). Степень и характер участия монарха в осуществлении государственной власти и кон-троле за государственными органами определяется специальными законо-дательными актами (например, Великая хартия вольностей, 1215 года или Билль о правах, 1789 года четко определяли полномочия английского мо-нарха по отношению к своим поданным) или конституциями, но нередко большая роль в определении компетенции и статуса монарха отводится правовым обычаям (например, Королева Великобритании - Елизавета II Виндзор или император Японии - Акихито не могут не утвердить (про-мульгировать) закон принятый парламентом страны) .
Должность монарха является наследуемой. При этом конституция или законодательство страны выделяют определенную систему престоло-наследия. К числу основных систем престолонаследия можно отнести са-лическую, традиционную и современную кастильскую системы престоло-наследия.
Должность монарха является пожизненной. Монарх сам определяет момент сложения своих полномочий и передачи власти своему наследнику (преемнику). При этом в законодательстве может предполагаться досроч-ное прекращение полномочий монарха в случае смерти, болезни, смены вероисповедания, замужества (женитьбе) монарха на особе недворянского происхождения, государственной измены или иных исключительных слу-чаях.
Монарх обладает неприкосновенным статусом, предполагающим са-кральное (божественное) происхождение его власти (например, в Бах-рейне, Катаре, Омане, Саудовской Аравии и других монархия Ближнего Востока монарх возглавляет не только светскую, но и духовную власть). Любое посягательство на особу монарха является тяжким преступлением, виновный подвергается суровому наказанию (чаще всего смертная казнь, за исключением европейских монархий, где смертная казнь отменена или не применяется). Также действует принцип правового иммунитета (непри-косновенности) монарха за совершение последним преступлений или пра-вонарушений.
Монарх не несет политической или юридической ответственности за свои действия (бездействие) на посту главы государства. В мировой прак-тике действует исторически сложившийся институт контрасигнатуры, в со-ответствии с которым ответственность за действия (бездействие) монарха несет премьер-министр или соответствующий министр правительства, ставящий свою заверительную подпись (контрасигнация) на указе монар-ше- ствующей особы .
Монарх является главой судебной власти и является высшей апелля-ционной судебной инстанцией при вынесении судебного решения. Также традиционно обладает абсолютным правом на помилование осужденных к наказанию.
Монарх осуществляет контроль за правительством, обладая абсо-лютным правом его отставки как в полном составе, так и отдельного мини-стра. В свою очередь, без официального назначения (устного или пись-менного указа монарха), глава правительства не имеет права вступить в должность и приступить к исполнению своих функций. Кроме того, мо-нарх имеет право председательствования на заседаниях кабинета мини-стров (правительства) и как формальный глава исполнительной власти, может своим указом отменить любой приказ (постановление) правитель-ства.
Монарх осуществляет контроль за законодательной властью (в слу-чае ее наличия). Поэтому любой закон парламента также подлежит про-мульгации (подписанию и обнародованию) монархом. При этом монарх традиционно является главой законодательной власти и имеет право пред-седательствовать на заседаниях парламента. В случае отсутствия законо-дательного органа, монарх издает указы, обладающие высшей юридиче-ской силой.
Монарх является верховным главнокомандующим вооруженных сил страны, в том числе назначая на высшие воинские должности и присваивая высшие воинские звания.
Кроме того, монарх обладает правом назначения своих подданных на иные высшие должности (послы, консулы, судьи, прокуроры и др.), присвоения званий (чинов), награждения государственными наградами.
Монарх обладает правом распоряжения государственной казной и введением налогов для подданных.
Таким образом, для монархии характерен ряд признаков. Во-первых, при монархии власть сосредоточена в руках одного человека, ко-торый является монархом и обладает соответствующим титулом. Этот ти-тул может отличатся у монархов в разных государствах и исторических периодах. Например, на Руси монаршим титулом был титул князя (или великого князя). Начиная с сословно-представительного периода, при Иване Грозном, монарх получал титул царя, а после прихода к власти Петра Алексеевича – императора. В Европе, например, монаршим титу-лом является титул короля (или королевы), а в арабских странах – титул эмира, в Османской Империи – султан и т. д.
Что касается власти, она может быть сосредоточена в руках монарха как полностью, так и частично, в зависимости от вида монархии. Напри-мер, при абсолютной монархии власть неделима, она сосредоточена в ру-ках монарха в полной мере, а при ограниченной монархии власть монарха ограничивает сословно-представительный орган, или орган народного представительства (парламент) .
Во-вторых, при монархии власть монарха является пожизненной и передается по наследству. Это значит, что, вступив на престол, монарх яв-ляется правителем и обладает властью до самой смерти. При этом стоит иметь в виду, что не всегда смерть может являться причиной смещения мо-нарха. История знает немало случаев, когда монархов свергали путем гос-ударственных (дворцовых) переворотов, обвиняли в преступлениях и пре-давали суду, а в некоторых случаях монархи сами отказывались от власти (отречение от престола) и т. д. После смерти монарха его власть обычно передается его наследнику. Например, в классических монархиях власть передается от отца к старшему сыну в случае наличия прямого наследни-ка .
В-третьих, монархическая форма правления характеризуется полной юридической безответственностью монарха, соответственно, власть осу-ществляется в первую очередь с учетом интереса самого монарха. Это значит, что монарха, исходя из принципов монархии, нельзя предать суду за любое управленческое действие или решение. Подобный принцип дает возможность монарху осуществлять власть, ставя в приоритет свои лич-ные интересы. Но, несмотря на это, в мировой истории немало случаев, когда монархи привлекались к ответственности, даже к самой суровой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Конституция Королевства Дании от 05.06.1953 // Вестник Зако-нов Дании. - 05.06.1953.
3. Конституция Королевства Нидерландов от 24 августа 1815 го-да [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=143 (дата обращения 17.11.2024).
4. Конституция Испании (одобрена Генеральными кортесами на пленарных заседаниях Конгресса депутатов и сената 31.10.1978, утвер-ждена испанским народом на референдуме 06.12.1978, подписана королем перед Генеральными кортесами 27.12.1978) // Boletin Oficial del Estado. - 29.12.1978. № 311.
Литература:
5. Абеленцева А.А. Конституционная монархия, как форма правления// Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 98–3. – С. 14–17.
6. Андреева Г. Н. Конституционная терминология и основные по-нятия, связанные с институтом монархии / Право и жизнь. Независимый правовой журнал. – М.: Манускрипт, 1998. – № 13. – С. 163.
7. Байгулова А.Р. Роль монархии в современной Испании // Вест-ник Московского гуманитарно–экономического института. – 2020. – № 2. – С. 29–42.
8. Бельковец Д.Д. Глава государства в монархиях зарубежных стран: замещение престола // В сборнике: Научные революции как ключе-вой фактор развития науки и техники. Сборник статей Международной научно–практической конференции. – Уфа, 2023. – С. 101–104.
9. Богатырев В. В., Кизявка Д. В. Сравнительно–правовой анализ восточных и западных монархий в современном мире // Вестник Влади-мирского юридического института. – 2024. – № 1(70). – С. 23–29.
10. Бредихин А.Л. Монархии как формы правления: генезис и пер-спективы // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Ди-доренко. – 2023. – № 1 (14). – С. 14–20.
11. Гаджиев К. С. Политическая философия. – М.: Экономика. – 2014. – С. 512 – 523.
12. Григорьева Н.С. Абсолютная теократическая монархия как вид нетипичной монархии на примере государства–анклава Ватикан // Науч-ный альманах. – 2020. – № 11–3 (73). – С. 74–76.
13. Еньшина А.А., Скрипникова Т.И. Роль монархии в современ-ной Великобритании // В сборнике: Молодежный вектор развития аграр-ной науки. Материалы 73–й национальной научно–практической конфе-ренции студентов и магистрантов. – 2022. – С. 127–134.
14. Завьялова Д.С. Современные абсолютные монархии // В сбор-нике: Современные проблемы правотворчества и правопримене-ния. Байкальский студенческий юридический форум–2019 : материалы Всероссийской студенческой научно–практической конференции. Иркут-ский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). – 2019. – С. 6–10.
15. Зернов И.Н. Монархия как высшая стадия демократии: Моно-графия. – М., 2008. – 12 c.
16. Ильин И.А. О монархии и республике. – М.: Русская книга, 1994. – 434 с.
17. Исаев И. А. Идея порядка в консервативной ретроспективе: Монография. – М.: Проспект. – 2015. – 378 с.
18. Мелкумян Е.С. Система власти в Кувейте: Традиции и совре-менность // Вестник РГГУ. – 2010. – № 1(44) / 10. – С. 99.
19. Миронова Е. А. Монархия как форма правления в Великобри-тании: история и перспективы развития / Журнал «Вестник науки и обра-зования». – Иваново: Олимп, 2016. – №7. – С. 76 – 78
20. Михалёва Н. В., Плаксина В. С. Разновидности современных монархий // Научный журнал. – 2017. – №. 3(16). – С. 40–43.
21. Серегин А.В. Монархические системы престолонаследия // Право и государство: теория и практика. М.: Олимп – 2009. – №6. – С. 178.
22. Смольяков А.А. Особенности реализации принципа разделения властей в парламентарных монархиях и республиках// Закон. Право. Гос-ударство. – 2020. – № 3 (27). – С. 89–97.
23. Страшун Б. А. Избранные конституции зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2012. – 405 с.
24. Трокай Е.И. Монархия как форма правления в современном мире // В сборнике: Инновационный потенциал развития науки в совре-менном мире: технологии, инновации, достижения. Сборник научных ста-тей по материалам XV Международной научно–практической конферен-ции. – Уфа, 2024. – С. 315–321.
25. Тюнина И.И. Исполнительная власть в абсолютных монархи-ях// Конституционализм и государствоведение. – 2022. – № 4 (28). – С. 34–37.
26. Федорова–Кузнецова И. В. Выборная монархия как историче-ский феномен // Общество: философия, история, культура. – 2022. – №2 4(96). – С.129.
27. Хархордин О. В. Как соединить монархию с демократией // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – Т. 7, № 1. – С. 62–127.
28. Шалдина М.О., Снетков В.Н. Положение монархии как формы правления в современном обществе // Актуальные проблемы науки и прак-тики. – 2019. – № 3. – С. 5–9.
Интернет-ресурсы:
29. Официальный сайт Дании [Электронный ресурс] // Режим до-ступа: http:// www.denmark.dk/ru/society-ru (дата обращения 17.11.2024).